• Рассказы •
Селяви
Глава первая
ЦВЕТЫ ЖИЗНИ
С максимализмом молодости Тамара - студентка Педагогического Института, в 20
лет, живя на всём готовом в прекрасных условиях в центре города в семье отца,
решила, что жизнь - это сплошной праздник и всё сбывается, как в волшебной
сказке, лишь только стоит очень захотеть.
- Буду знаменитой манекенщицей, - решила она, и, сжигая за собой
мосты, бросила учёбу, выписалась и покатила за славой и красивой жизнью к
подруге в Ленинград. Личные деньги быстро кончились. Отец - директор солидного
предприятия - помогать дочери не собирался, а мачеха не скрывала радости, став
единственной хозяйкой четырёхкомнатной роскошной квартиры. Жизнь Тамары с тех
пор вовсе не была усыпана розами...
После бесконечных унизительных мытарств без жилья, денег и прописки, Тамара
оказалась перед фактом, что жизнь в чужом городе вовсе не сказка. Устроиться
удалось с временной пропиской и общежитием лишь на Трёхгорке, где в
действительности работала, соблазнившая её к переезду, подруга-"манекенщица".
Поначалу Тамара надеялась, что постепенно всё устроится. Но время шло и никакого
просвета не появлялось. В конце-концов, она не выдержала грохота машин и
непривычной тяжёлой работы, скудной прозы жизни в общежитии, и через год, бросив
всё, вернулась в родной город. За это время семья отца пополнилась новорожденным
сыном. Отец отказал Тамаре в прописке, жилье, материальной, и любой другой
поддержке.
- Всё, девочка! Баста! Ты давно совершеннолетняя. Устраивайся, как знаешь. Ты и
так просидела у меня на шее целых три года. Жила, как принцесса, на всём готовом,
ничего не делая для дома и окружающих! С меня достаточно. Я умываю руки. Аминь!
Обратись к матери. Она умная и образованная.
Тамаре решительно негде было жить и
даже устроиться на временный ночлег, никого из подруг и знакомых вовсе не
трогали её проблемы. Восстановиться в институте оказалось невозможно. Без
прописки в родном городе она смогла устроиться на работу с жильём лишь по лимиту
на завод.
Дело в том, что пожив в отцовской роскоши, условия жизни матери она
презирала, и относилась к ней снисходительно-высокомерно, зачастую забывала
зайти, лишний раз позвонить, поздравить с праздниками. До окончания школы Тамара
жила весьма скромно с мамой, затем, по суду - отец забрал её к себе, как
"проживающую в худших условиях", в действительности ради получения с молодой
женой квартиры большей площади. Мать после развода осталась жить в Рабочем
городке, в доме барачного типа, без удобств, но с телефоном, и с небольшим
двором, с фруктовым садиком, виноградником и цветами, выращенными ею, упорным
трудом за несколько лет на глинистой почве. О возвращении дочери она не знала.
Тамара писала ей крайне редко. Несколько месяцев назад мать заперла дом,
попросив соседей присматривать за ним, и уехала по направлению "на повышение
квалификации" в Москву…
Наступила зима. Тамара написала ей отчаянное письмо:
"Дорогая мамуля-красатуля, самая лучшая на свете! Я в тяжёлом безвыходном
положении. Фактически осталась на улице. Пришлось устроиться по лимиту с
временной пропиской на завод. У нас в общежитии холодно, нет горячей воды, из
окон дует. Я постоянно простужена. Нет никакой личной жизни, нет будущего. Лишь
ненавистная работа от звонка до звонка, да общежитие с малограмотными девчонками
из провинции, которых кроме танцев и пошлых индийских фильмов, ничто не
интересует. Я просто схожу с ума от такой жизни и одиночества!! Это всё надолго!
Постоянную прописку и жильё я получу, если выдержу и проработаю здесь 10 лет!
Тогда я буду уже никому ненужной старухой! Лучше повеситься, чем так жить.
Прости, что не ценила жизнь с тобой, что была невнимательна и равнодушна,
осуждала за бедность. Бог меня наказал, видимо, за это! Прощай!"
Не думая ни минуты о последствиях для себя, мать, Лола Алимовна, тут же
прилетела домой, прописала за три дня к себе дочь, отдала ключи от квартиры,
оставила на первое время денег, с непременным условием:
- На 3 года ты остаёшься здесь полной хозяйкой. Живи достойно, учись, получи
профессию, выйди замуж, заведи своё собственное жилье, пока я вернусь. Надеюсь
понятно, что в одной комнате мы все жить не сможем. Теперь всё в твоих руках -
есть жильё, прописка, независимость и будущее. Решай сама свою жизнь. Я дарю
тебе такую возможность. Цени это, после того, как убедилась, что жизнь - не
бесконечный праздник, всего нужно в поте лица годами добиваться самой. Жизнь
сурова и жестока! При равных данных - успеха добивается тот, кто в него верит и
не опускает руки!
Лола Алимовна спешно позвонила в Москву и предупредила, что возвратится с
опозданием, так как билеты на самолёт распроданы на месяц вперёд и остался
единственный выход - достать билет на завтра и добираться трое суток скорым
поездом. В голове назойливо повторялось, как эхо: "Цветы жизни. Цветы жизни.
Цветы… Цветы…"
- Ах, да! - вспомнила наконец Лола Алимовна простые, как хлеб, слова покойной
матери, ушедшей в другой мир в 43 года:
- Дети - ЦВЕТЫ ЖИЗНИ!
- Да, да! Конечно, - отвечала ей подруга-философ, - цветёт и крапива. Увидим.
Заранее не обольщайся.
Слова её оказались пророческими.
Глава вторая
"ПЯТЫЙ СКОРЫЙ"
Лола Алимовна очень спешила. Нужно было, во что бы то ни стало, раздобыть на
завтра билет в Москву и возвращаться непременно скорым поездом. На пассажирский
остались сидячие места в общем вагоне, а добираться пришлось бы в переполненном
вагоне ЧЕТВЕРО суток сидя! Лола Алимовна без иллюзий понимала, что билет на
скорый на Москву в июле - утопия, но через час была у привокзальных касс.
Движимая, отнюдь, не бодрым оптимизмом, а инфантильным упрямством, она маятником
мозолила глаза всем кассирам сразу. В Ташкенте - как в Ташкенте: +45 в тени!
Оплывали "бархатом" ресницы, и ручейки пота, которые из-под шапки волос
сливались под плотной рубашкой и вельветовыми джинсами в жгущий рассол, закипали
в синтетических носках и заполняли сабо на высоченных каблуках.
Из касс, как из клетки попугая, раздаётся однотонно одно и то же:
- Ни одного билета на завтра нет, и не будет! Не ждите!
Лола Алимовна упрямо стоит у кассы до тех пор, пока не обнаруживается, что
стоявший ранее за ней в очереди отрок, снисходительно улыбаясь, отходит от
кассы, вызывающе зажимая в руке "несуществующий билет". С жалобным стоном Лола
Алимовна перемещается к следующей кассе, где в течение часа непрерывно
вопрошает:
- Билет не появился? - Кассир почему-то начинает биться в истерике:
- Нет, нет, нет, и не будет! Вы понимаете русский язык, гражданка?
Но она продолжает стоять. Пышноволосая дама в атласном платье вплывает в кассу,
высыпает горсть таинственных слов в ухо кассира, и так же грациозно выплывает,
но уже с ЧЕТЫРЬМЯ билетами на тот же "невозможный скорый". Лола Алимовна сурово
передвигается к соседней кассе.
- Понятно, - ожесточалась она и, как заядлые Московские театралы, выходит на
улицу "за лишним билетом", идёт навстречу проходящим, пронзая жгучим взглядом
каждого встречного, и сурово опрашивает:
- Билет на Москву не сдаёте? - Это длится, кажется, бесконечно!
Сколько на солнце? +100? + 200? Каблуки до половины погружаются в раскалённый
асфальт, потная одежда прилипает к телу. На горизонте появляется маленькая
сухонькая старушка, семенящая навстречу, в длинных по щиколотку национальных
штанах, и в калошах на босу ногу. На тело, похожее на высохший саксаул, надет
длинный шерстяной жакет, голова закутана пуховым платком. Расстояние между нами
стремительно уменьшается - ещё 50, 30, 10 шагов. Лола Алимовна стремится, не приостанавливаясь, прямо на неё. Старушка в ужасе смотрит, как
загипнотизированная, не отрываясь, в её глаза, продолжая семенить навстречу, не
сворачивая, не снижая скорости, и задыхаясь, начинает лепетать: "Доченька,
доченька, помоги! Где здесь сдают билеты в Москву? Сын заболел, его утром увезла
скорая. Он велел мне срочно сдать билет в кассу". Лола Алимовна резко
поворачивается на 180 градусов, как в кубинском танце, молча берёт её за
запястье, ведёт, не меняя темпа, и стараясь идти с ней в ногу. Боясь перевести
дыхание, чтобы чудо не испарилось, Лола Алимовна взлетает по лестнице, крепко
держа старушку под локоть, победоносно врезается в бурный круговорот у кассы
возврата и через 10 минут держит в руке - розовый, да, да, именно розовый, билет
на Фирменный "Пятый скорый-экспресс Узбекистан" до Москвы на завтра!
В искусственном сумраке квартиры хрипло задыхается вентилятор. С беззастенчивым
высокомерием юности, выставляя на показ упругие формы, плавятся под телевизором
Тамара и некая девица, в чём-то, не более фигового листка, на тесёмочках.
Предвкушая, смакуя, Лола Алимовна равнодушно роняет:
- Завтра рано утром выезжаю на "Пятом скором" в Москву. Вот билет.
- Да ты что, мам? Этого просто не может быть! Ты, конечно, шутишь?
- Отнюдь!
Конечно, как в таких случаях положено по закону подлости, будильник не звонит,
приёмник не работает, заказ на такси не принимают! Приходится бодрствовать всю
ночь напролёт, чтобы не проспать поезд. До вокзала - трамваем либо троллейбусом
30 минут. Лола Алимовна на всякий случай выходит за два часа. Час ждёт
напрасно троллейбус, затем садится на случайный автобус, в который девчонки
второпях еле успевают затолкать все чемоданы, и дверь захлопывается.
- Дай телеграмму, мама, когда доедешь, - надрывается вслед Тамара.
Затем Лола Алимовна дважды пересаживается на попутные троллейбусы, надрываясь,
перетаскивая чемоданы с книгами, теряет самый большой, что обнаруживается лишь
на вокзале. До окончания посадки 15 минут! Теряя голову от спешки, она оставляет
все вещи случайным людям и вместе с сердобольным мужчиной, задыхаясь и падая,
бежит на кольцо троллейбуса искать забытый чемодан и обнаруживает его одиноко
стоящим на дороге у остановки, где его оставил водитель. Прохожие, бегущие в
сторону перрона, равнодушно обтекают его с двух сторон. Обливаясь потом и
задыхаясь в спринтерском рывке, она бежит вслед за чемоданом, с которым на плече
мчится к поезду добровольный помощник. Тут у Лолы Алимовны начинается нормальная
женская истерика:
- Ах! Поезд, конечно, ушёл! Вещи, конечно, пропали!
Однако вскоре убеждается, что ничто не пропало, поезд не ушёл, а чемоданы
спокойно ждут её на перроне. Вдвоём они подхватывают остальные вещи, и добегают
до нужного вагона. Помощник тут же молча исчезает. Он тоже торопится. "Не успела
даже поблагодарить. Нехорошо! Стыдно!" – укоряет себя Лола Алимовна, и
обнаруживает, что прямо перед ней стоит замызганный, неухоженный, как одинокий
старый холостяк, долгожданный "Пятый скорый". Она из последних сил подтаскивает
к вагону чемоданы, под возмущённый непрерывный вопль проводницы:
- Гражданка! Ваш билет? Дайте раньше билет...билет... биии-лееет, - разносится
эхом по перрону. Проводница, безликое существо средней упитанности, безуспешно
пытается перекрыть собой вход.
- Ни одного свободного места нет, - надрывается она, отбиваясь от транзитников и
безбилетных.
Помня, что у неё есть личный розовый билет именно в этот вагон,
Лола Алимовна, не обращая на её протесты ни малейшего внимания, заталкивает в
вагон все чемоданы, потом нервно ищет билет, но он упорно не обнаруживается! Она
судорожно выворачивает все карманы и содержимое сумочки и безнадёжно восклицает:
- Конечно, оставила в спешке дома! Кошмар какой-то, а не поездка…
- Нужно срочно звонить домой, чтобы выслали билет телеграфом! - кто-то
сердобольный советует ей.
- Я выброшу все ваши вещи из вагона! Ехайте на чём хотите, - надрывается
проводница. Лола Алимовна напрасно мечется по перрону в поиске телефона.
Телефонных автоматов нет и в помине. В отчаяньи она забегает в милицию и со
слезами на глазах умоляет разрешить позвонить.
- Звони, чёрт с тобой, хоть нельзя! - махает рукой сонный милиционер. Услышав в
трубке дрожащий голос матери, перепуганная Тамара кричит:
- Что случилось? Нет билета? Сейчас поищу. - Затем, - Но его НЕТ дома! Это
точно! Мама, беги к вагону за вещами. Я сейчас на такси приеду! Купим
бронированный. Их перед отъездом поезда распродают!
Лола Алимовна молчит.
Наступил некий предел сил. Всё стало безразлично.
- Чёрт с ними, с билетом и вещами! Пусть всё горит синим пламенем!.. По её лицу
медленно катятся крупные слёзы. Она достаёт из брюк скомканный платок, подносит
к лицу, и потрясённая, едва веря глазам, восклицает
- Это же билет! Знакомый розовый!
В вагон она запрыгнула на ходу и кричала неизвестно кому:
- Умоляю! Позвоните срочно: 48-42-35, что билет нашла и уехала!
- Позвоню, позвоню, позвоню, - несётся вслед.
Поезд медленно набирает ход. Проводница берёт билет и равнодушно сторонится,
пропуская в вагон Лолу Алимовну, которую бьёт озноб. Нервно вздрагивая, она
плетётся по полупустому вагону, и садится на свою полку. Соседние места пусты.
Долго и безучастно она смотрит в окно, на нервно убегающий город, затем на
бесконечные, однообразные пески.
- Зато ехать предстоит ТРОЕ суток, вместо ЧЕТЫРЁХ! - утешает себя Лола Алимовна.
В вагон больше никто не сядет, лишь на каждой станции толпами будут молча
входить, и выходить, как в автобус, местные жители с детьми и мешками товаров на
продажу.
Глава третья
ЯБЛОЧКО
Прошло два года. Лола Алимовна вылетела с оказией домой, чтобы повидаться с
дочерью, поменять истекающий паспорт, побродить по родным местам, повидаться с
родными. По редким письмам дочери трудно было понять, как сложилась её жизнь.
Это были поздравления к праздникам и датам, дифирамбы матери, которую она
называла не иначе, как "мамуля-красатуля".
На её звонок о приезде Тамара сухо ответила, что оставит ключи рядом, в газбудке,
так как занята оформлением "горящей путёвки на море", поэтому встретить её не
сможет и вернётся домой поздно. Дядя Иосиф - необъятных габаритов, еле
помещавшийся в газбудке, передал ей через головы жаждущих ключи. Лола Алимовна
с трудом открыла незнакомую неподъёмную поржавевшую дверь и не узнала свой
двор. Вместо ухоженного, взлелеянного сада, она увидела полное запустение, как
после стихийного бедствия, после которого лет сто здесь никто не жил.
Двор зарос
сорной травой в человеческий рост. Рухнувший виноградник, у которого сгнили
стойки, разползся по траве, двор покрылся несколькими слоями урюка, который
падал и гнил, вместе с перезрелыми яблоками. Везде громоздились горы мусора и
несметное количество бутылок от шампанского и водки. Верхние ряды кирпичного
забора, отделявшего двор от улицы, осыпались и он стал заметно ниже. Из
проезжающих троллейбусов пассажиры с любопытством рассматривали двор.
Оказались спиленными вишня и чернослив. От сломанного водопровода, залитая
постоянно, земля набухла, почернела и хлюпала под толщей гниющих листьев и
фруктов. Черепичная крыша над кладовкой и туалетом зияла проломами. Потрясённая,
Лола Алимовна с трудом пробиралась по двору, не веря своим глазам. Было
непонятно, как за два года выращенный на пустой глинистой почве, ухоженный
взлелеянный за 10 лет сад, утопающий в цветах, винограднике, и фруктовых
деревьях можно довести до такого состояния? Как? Почему? За что?
Не в силах
пережить увиденное, Лола Алимовна, не заходя в дом, поехала в милицию оформлять
новый паспорт и по другим срочным делам. В милиции её ожидало ещё одно
потрясение: оказывается, она в своей квартире давно не живет, так как дочь ещё в
прошлом году выписала мать - "по её просьбе, в связи с переездом на постоянное
жительство в Москву", и перевела на себя лицевой счет. Теперь, чтобы получить
паспорт, необходимо было письменное согласие дочери на прописку "на ее жилой
площади"!
Лола Алимовна вернулась поздно. В окне квартиры горел слабый свет. На
всякий случай не запирая калитку, она тихо вошла в дом. На тахте раскинулись
голая пара, состоящая из Тамары и плотного усатого мужчины. Тамара открыла глаза
и с раздражением прошипела:
- Ты разве не уехала? Мне дядя Иосиф сказал, что ты с
ним попрощалась. Извини, но мне некуда тебя положить. Переночуй на вокзале.
- Ничего страшного. Это не проблема. Как-нибудь перебьюсь одну ночь. Тебе
необходимо лишь подписать бумаги о прописке. У меня истёк паспорт. Без этого
новый не дают, и не продадут билет на самолёт. Интересно, почему и как ты
ухитрилась выписать меня? Это, видимо, такая шутка? Может быть, у меня
приключился преждевременно старческий склероз? Что-то я не помню, чтобы просила
о переводе тебя в качество ответственного съёмщика моего жилья? - нервно
развеселилась Лола Алимовна. - А этот не слишком одетый гражданин, надо
полагать, теперь наш родственник?
- Да. Это мой муж. Играет в ресторане в оркестре и здесь законно прописан.
Тамара кое-как накинула на себя халатик, набросила на самозабвенно храпящего
усатого господина простыню, накрыв его с головы до ног, закурила и с неприязнью
процедила:
- Насчёт прописки нужно посоветоваться с отцом.
Тамара набрала номер,
и, не вынимая изо рта сигареты, плаксиво пожаловалась трубке:
- Отец, тут
приехала мать из Москвы, шантажирует меня и требует прописать. Да! Да! Она всё
равно уедет в Москву! Пусть устраиваться там! Ей здесь нет места!
Лола
Алимовна, не дослушав последних слов, тихо положила у телефона ключи и закрыла
за собой дверь. Потом спокойно, не торопясь, как бы запоминая на прощанье,
прошла по знакомой улице. Продремав ночь на вокзале, Лола Алимовна с утра
сфотографировалась, предъявила в милиции журналистский билет с крупной надписью
"ПРЕССА", командировочное удостоверение, и без особого труда получила новый
паспорт с прежней пропиской, объяснив по-узбекски, с печальной улыбкой, что дочь
срочно уехала по горящей путёвке в Крым. Начальник паспортного стола проводил её
до двери, прижимая к груди ладонь, почтительно пожелал, как положено, "белого
пути", а помощнику объяснил: "Это большой человек! Московская пресса!"
После
долгих мытарств Лола Алимовна прописалась в Москве в старой коммуналке к
одинокой больной сотруднице "за помощь и уход", затем перебралась в
освободившуюся соседнюю комнату. Тамара, кое-как закончив институт, срочно
развелась, продала мамину квартиру и укатила к отцу, на его родину в Вильнюс,
где получила гражданство - как дочь, и квартиру в новом доме - как "молодой
литовский специалист". Вскоре сбылась её заветная мечта - Тамара вышла замуж за
иностранца, переехала к нему в Гамбург, не работает вовсе, не заводит детей,
имеет прислугу и зовётся фрау Нольте. Свою квартиру в Вильнюсе она сдаёт за
изрядную плату бизнесмену.
Маму, как и прежде, Тамара обожает и ею гордится, не забывает
поздравить красочной открыткой с днём рождения, и с Новым годом, а летом шлёт
пачками фотографии из очередной поездки на элитные курорты с мужем в его
очередной отпуск: на Канары, в Испанию, во Францию, в Лондон и даже
в Вильнюс к отцу. Маму к себе не приглашает, сама проведать не спешит, потому
как "нет лишних средств". Мама всё принимает философски, как имеющее быть. Не
осуждает. Не убивается. Вспоминает отца Тамары, который поступал с близкими так
же:
- Не повезло ребёнку, видно, унаследовала отцовские гены! Яблочко - от яблони,
как говорится...
СЕЛЯВИ!
* * *
На следующий рассказ: "Самая
Белая Вечность" >>>
|