• Рассказы •
Графоман
Скромная незаметная особа интеллигентного вида, бальзаковского
возраста, снимала комнату для творческой работы в Беляево на первом этаже ветхой
хрущёвки. В квартире напротив обретался знакомый немолодой художник, с
библейским именем Иосиф, обладатель угольно-черной дворницкой бороды, такого же
цвета заросшей шевелюры, кудряво-шерстяного тела и сумрачных, буравящих глаз.
Однажды с ним приключилась некая необъяснимая напасть, которая
презрительно именуется литераторами "графоманией", а сам пораженный оным субъект
- "графоманом", то есть самодеятельным писателем, пристрастным к болезненному
многословному сочинительству и не имеющим к тому ни таланта, ни воображения, ни
вкуса, - то бишь, некая невыносимая пошлость, некий "кич", которых ныне и среди
профессионалов тьма-тьмущая.
Но вы скажете, что страстью к писанию обладали и весьма заслуженные
литераторы, даже гении, и будете вполне правы! Примеры тому - Достоевский,
Гоголь, Бальзак и немало других классиков, но это, надо полагать, совсем другая
история!
Однажды, без всякой видимой на то причины, Иосиф забросил вполне
достойную профессиональную живопись, и прекратил любую полезную деятельность,
кроме писания стихов - непрерывно, неустанно, изнуряя себя до полного
изнеможения, которые назвать стихами можно было лишь из сострадания, дабы не
лишать человека единственного стимула к существованию. Это приключилось примерно
через пару лет, после смерти матери, - филолога, переводчика, весьма достойного
человека, игравшей в молодости на фортепьяно и певшей приятным голосом
трогательные романсы.
После этого Иосиф остался совершенно одиноким, неприкаянным, и
решительно никому до него не было никакого дела. За исключением уже известной
нам особы, соседки Валерии, ещё девчонкой знавшей его мать, женщин он боялся и
болезненно избегал. Посему, о вступлении в будущем в брак и создании семьи не
могло быть и речи.
Поначалу Иосиф придерживался заведенного ритма жизни, вел уроки
рисования в школе, затем занялся глубокомысленным изучением философии и
несколько помутился разумом. На трудах Шопенгауэра он "свихнулся" окончательно,
изменил отношение к людям и к жизни. Он бросил работу, не готовил, не стирал, не
убирал квартиру. Его философией было – жить "как природа и животный мир",
естественной жизнью, поэтому ходил нагишом, питался всухомятку, запивая еду
водой из-под крана, и существовал исключительно на средства от продажи редких
книг матери букинистам.
У окон стали собираться зловредные мальчишки, чтобы потешаться над
ним, оскорблять и бросать в окно глину, а возмущенные родители деток даже
пожаловались участковому милиционеру. Тогда Иосиф сделал одолжение неразумным
окрестным жителям, и облачился в трусы. С тех пор круглый год Иосиф ходил по
дому, пугая соседей, босиком, в длинных мятых чёрных трусах, приводя
слабонервных в ужас и смятение.
Стирку он заменил замачиванием на несколько суток одновременно
всевозможных вещей в ванной, через неделю выжимал протухшее тряпьё, и, не
стирая, развешивал его, так как считал, что вещи от стирки ветшают и
разрушаются. В первую очередь в новой жизни Иосиф выбросил кровать. Спал на
полу, на ветхом полосатом матрасе, без простыни и подушки, под байковым
одеяльцем. Ванную он заполнил слоем "красивых галек" и любовался ими, наподобие
японского любования цветущей сакурой.
Когда Иосиф купался в последний раз - трудно сказать. Скорее всего,
после смерти матери - ни разу, посему его приближение можно было определить
задолго по запаху. Всё остальное время Иосиф сидел на постели в позе Будды,
скрестив ноги, и глубокомысленно писал стихи. Книг теперь Иосиф, как "чукча-писатель" в анекдоте, вовсе не читал. Бесценные фолианты валялись всюду,
пылились на полу, на подоконниках, сваливались со шкафов в гостиной, куда войти
стало невозможно, как и во все другие помещения заваленные Бог весть чем,
нанесённым со свалки!
Иосиф же всё писал и писал стихи мелким аккуратным почерком,
раскладывая исписанные листы веером вокруг себя, замурованный ими, как в
колодце, и ежедневно заносил Валерии для прочтения очередной опус. Её мнение ни
в какой мере Иосифа, очевидно, не интересовало. Она это понимала, но, как
воспитанная особа, пробегала для приличия глазами исписанный листок и с улыбкой
благодарности молча возвращала очередную абракадабру.
Валерия обожала поэзию, имела прекрасную поэтическую библиотеку и в
розовой юности отдала положенную возрастную дань сочинению стихов. Однако,
понимая, что так писать, как уже давно написано, ей не дано, она
довольствовалась посещением литературных вечеров и чтением избранной поэзии.
Валерия окончила Архитектурный институт, и сейчас работала над
проектом детского клуба. Родителей давно не было в живых. Жила Валерия в самом
центре Москвы, недалеко от Дома Архитекторов, и было в порядке вещей, по старой
студенческой привычке, заваливаться к ней целой группой бывших сокурсников, ныне
коллег, по поводу и без. Телефон в доме не умолкал. Мастерской у неё не было, и
пришлось снять для работы в районе Гальяново большую светлую комнату в
двухкомнатной квартире у знакомых покойной матери, стариков-супругов, коротающих
жизнь круглый год на даче. От телефона, в своё время, за ненадобностью, они
отказались, что являлось для Валерии главным достоинством квартиры.
Нередко, заработавшись допоздна, она оставалась ночевать тут же.
Заканчивался ноябрь. С вечера за окном ещё мозолила глаза надоевшая дождями и
слякотью осень, а утром Виктории открылась за безразмерным окном во всю стену
чудная картина. За ночь выпал первый обильный снег и превратил заваленный
мусором, заброшенный двор в дивную сказку. Лучи солнца окрашивали в легкие
акварельные тона поблескивавший, как осыпанный цветным ёлочным блеском,
непорочный снег, и превратил облезлые от выхлопных газов деревья в волшебный лес
белого безмолвия! Над снежной идиллией птицы со свистом выписывали на голубом
атласе неба изысканные узоры. В комнату просочился, подобный детскому дыханию,
свежий запах первого снега. Вдали с горки каталась на санках румяная
звонкоголосая малышня, а у дороги уже красовалась пышнотелая черноглазая снежная
баба, с морковным носом и зелёным ведром набекрень.
Чувственная Валерия обомлела от восторга, как в детской игре
"замри", и долго любовалась сияющей картиной в раме окна. Её возвышенное
состояние оборвал знакомый настойчивый стук в дверь.
- Да! - с досадой отозвалась Валерия. В ответ жалобно проскрипела и
чуть приоткрылась дверь, из-за которой высунулась рука Иосифа с листком бумаги,
и с таким же скрипом поспешно затворилась, едва Валерия успела подхватить
исписанный листок. Находясь ещё под впечатлением божественной Рождественской
сказки, она машинально прочла стихотворение вслух:
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Грязный снег завалил злобно воя отбросы бомжам и собачие будки
Похмелиться бредут неспеша бомжи шлюхи шпана проститутки и урки
Им деревья грозят костылями калек своих высохших веток
Спекулянтка ведёт на прогулку с похмелья замурзанных деток
На деревьях повеситься нам остаётся дудя в свои задние дудки
Чтоб не ждать от судьбы ни подачки ни хлеба ни сирой пробудки |
Никаких знаков препинания, как обычно, Иосиф принципиально не ставил. Стараясь
вернуться в настоящее и понять прочитанное, Валерия попыталась перечитать стихи,
на что уже не хватало сил! Как-то резко подскочило давление. Стало трудно
дышать. Ноги подкашивались. Она с трудом прислонилась к стене. По спине волнами
побежал озноб. Сердце заколотилось синкопами, казалось, будто оно готово
выпрыгнуть из ушей, гудящих, как тысяча клаксонов. В глазах потемнело.
В состоянии нервного транса Валерия схватила дрожащей рукой подвернувшийся
альбом и карандаш и стала быстро, процарапывая бумагу, не отрываясь, писать.
Невесть сколько времени промелькнуло, пока стихи непроизвольно изливались на
бумагу. Закончив писать, не перечитывая стихотворение, Валерия выбежала на
лестничную площадку, громко постучала к Иосифу и протянула листок в
приоткрывшуюся дверь, где в сумраке маячила полуголая фигура перепуганного
Иосифа. Листок немедленно перекочевал в его дрожащую руку.
- Вот так и пишите, - выпалила Валерия. - Всё! - и громко захлопнула дверь.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
За моим окном - благодать сошла,
Диво-дивное, чудо-чудное!
Будто ожила сказка давняя,
И приблизила - детство дальнее,
И укутала в меха белые,
Драгоценные - землю стылую!
Чистота вокруг - первозданная,
И искрится снег в сотни тысяч солнц.
Закипает кровь, и бутоны щёк,
С угольками глаз - расцвели у всех!
Может это лишь тополиный пух,
Что прикинулся стужей зимнею?
По колени снег, словно я лечу
В голубой простор тихим облаком...
Я одна - вокруг мироздание,
А Земля едва - зарождается,
Наливается искрой Божьею!
Чтоб восстать из недр
По весне цветком,
Шелестеньем трав,
Густотой дубрав! |
Больше они не встречались. Прошло больше года. На её расспросы соседи отвечали,
что его давно увезла "скорая" в "психушку", квартиру опечатали и в ней никто с
тех пор не живёт!
То ли в назидание, то ли в отместку, теперь из Валерии стали
настойчиво изливаться СТИХИ,
в самое неподходящее время, и в самом неподходящем
месте, которые будто кто-то диктовал ей,
и требовал тотчас записать, дабы они не
исчезли бесследно. С тех пор Лика постоянно носит с собой карандаш и бумагу.
Такая вот странная история…
* * *
На следующий рассказ: "Спасение
Стрингера" >>>
|